ПОДДЕРЖКА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ДЕМОКРАТИИ: ДЕЙСТВИЯ США В 2005-2006 ГОДАХ
Предисловие
Сегодня во всем мире все больше мужчин и женщин добиваются того, чтобы их права соблюдались, их правительства быстро реагировали на их призывы, их мнения учитывались, а голоса подсчитывались, добиваются справедливых законов и правосудия для всех. Растет и осознание того, что демократия является той формой правления, которая может со временем лучше всего удовлетворить потребности граждан в достоинстве, свободе и равенстве.
Как заявил президент Буш в своем втором инаугурационном обращении, "... политика Соединенных Штатов состоит в том, чтобы стремиться поддерживать рост демократических движений и институтов в каждой стране и культуре с конечной целью прекратить тиранию в нашем мире". В минувшем году в странах Ближнего Востока прозвучали призывы к демократическим реформам, и были также отмечены зарождение политического плюрализма, беспрецедентные выборы и новые механизмы защиты женщин и меньшинств.
Жители Ирака трижды приходили на избирательные участки и подтверждали демократический курс вопреки высокому уровню насилия. Мужчины и женщины Афганистана голосовали по всей стране на первых с 1969 года свободных выборах в законодательные органы даже в ситуации, когда правительство стремилось расширить свою власть над провинциальными центрами.
Первые выборы после конфликта в Либерии привели к тому, что впервые в Африке главой государства стала женщина, и это стало важной вехой в переходе Либерии от гражданской войны к демократии. Латиноамериканские и карибские демократические страны продолжали решать проблемы укрепления слабых институтов, борьбы с коррупцией и исправления социального неравенства. Новое правительство Украины, выражая демократическую волю народа, добилось значительных улучшений в положении с правами человека. А Индонезия, страна с населением, которое представляет собой крупнейшее в мире мусульманское большинство, укрепила архитектонику своей демократической системы - впервые граждане напрямую избрали своих руководителей на уровне городов, регентств и провинций.
Тем временем от Бирмы до Беларуси, от Китая до Кубы, от Северной Корее до Сирии, от Ирана до Зимбабве храбрые мужчины и женщины подвергались преследованиям за попытки осуществить свои основополагающие свободы - свободу слова, объединений, собраний и передвижения - и в трудных условиях продолжали добиваться мирных перемен.
Этот доклад описывает многие направления, по которым американская внешняя политика помогала гражданам и правительствам во всем мире претворять свои растущие потребности в обеспечении прав человека и укреплении демократии в программы действий.
Кондолиза Райс
Вступление
Стратегия США в области прав человека и демократии
Соединенные Штаты применяют широкий круг дипломатических инструментов в поддержку прав человека и демократии по всему миру. Этот доклад обобщает нашу стратегию в каждом регионе и описывает, каким образом мы поддерживали местные реформаторские усилия в 95 странах за прошедший год.
Как сказал в январе 2005 года президент Буш: "Свобода по природе своей должна выбираться и защищаться гражданами, а поддерживаться властью закона и защитой меньшинств. ... Америка не будет навязывать свой собственный стиль государственного управления нежелающим. Вместо этого наша цель - помочь другим обрести свой собственный голос, добиться своей собственной свободы и жить по-своему". Для достижения этой цели Соединенные Штаты откликнулись на растущую мировую потребность в большей личной и политической свободе, поддержав усилия тех, кто призывает к реформам. По всему миру мы были солидарны с храбрыми мужчинами и женщинами, которых преследовали репрессивные режимы за попытки осуществления их прав.
Взаимодействуя на местах с представителями власти, гражданскими организациями и отдельными людьми, а также ведя многостороннюю работу на региональном и глобальном уровне, мы защищали международные стандарты прав человека и продвигали демократические принципы. Для того чтобы другие демократические страны могли лучше обеспечивать блага демократии своим народам, мы помогали им укреплять свои институты власти и глубже укоренять власть закона. Мы выступали за полноправное участие всех граждан, в том числе женщин и меньшинств, в общественной жизни своих стран. Добиваясь того, чтобы воля народа возобладала, мы поощряли политический плюрализм и помогали создавать равные условия, чтобы выборы соответствовали международным стандартам. Мы призывали к ответу демократически избранные правительства, которые не управляли демократически. Мы также отстаивали жизненно важный вклад, вносимый в демократию независимыми средствами массовой информации и неправительственными организациями, которые попадали в осаду во многих странах мира.
В 2005 финансовом году Соединенные Штаты выделили на программы по правам человека и демократии 1,4 млрд. долларов. Мы также стимулировали демократические реформы адресной помощью в области развития - такой, как новаторский Счет вызовов тысячелетия, который увязывает право страны на финансирования в целях борьбы с бедностью с добросовестным управлением. В то же время мы продолжали применять экономические санкции в отношении тех, кто систематически нарушает права человека, как бирманский и кубинский режимы. По согласованию с Группой восьми промышленно развитых стран и региональными правительствами и неправительственными организациями, Соединенные Штаты открыли два новых института для содействия реформам, инициатива проведения которых исходит от самих стран на большом Ближнем Востоке и в Северной Африке - "Фундамент будущего", который поддерживает гражданское общество, и "Фонд будущего", который поддерживает инвестиции. Наконец, Соединенные Штаты стремились сделать международные институты более эффективными защитниками и сторонниками прав человека и демократии. С этой целью в 2005 финансовом году мы предоставили 10 млн. долларов Фонду демократии ООН и настояли на создании в ООН нового авторитетного Совета по правам человека, в который не входят их самые злостные нарушители.
Во всех этих начинаниях во имя прав человека и демократии Соединенные Штаты приветствовали партнерство других правительств. Мы стремились использовать идеи и опыт неправительственных организаций, которые неустанно занимаются трудным делом защиты прав человека и построения демократии, постепенно охватывая своей деятельностью гражданина за гражданином, институт за институтом, страну за страной.
Kондолиза Райс
ПОДДЕРЖКА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ДЕМОКРАТИИ: ДЕЙСТВИЯ США В 2005-2006 ГОДАХ
Европа и Евразия
"Свобода объединений и мирные демонстрации считаются основополагающими свободами человека, которые имеют огромное значение для свободного потока информации, идей и мнений в демократическом обществе".
Сухрабджан Исмаилов,
Председатель Ташкентского городского отделения Общества прав человека Узбекистана "Эзгулик"
В Европе и Евразии 2005 год принес позитивные перемены на пути к построению демократических обществ с соблюдением прав человека и власти закона в одних областях и разочаровывающие тенденции в других. Пожалуй, самым удивительным событием была резкая смена власти в Кыргызстане после сфальсифицированных выборов весной. Однако той же весной в соседнем Узбекистане произошла расправа в Андижане с последующим жестоким преследованием свидетелей, их родственников и активистов, которых правительство пыталось объявить причастными к событиям, которые привели к этой расправе. Еще одной разочаровывающей тенденцией в этом году была продолжающаяся эрозия демократических принципов и прав человека в других частях Центральной Азии, а также в Беларуси и России. Тем не менее, независимые СМИ, свобода слова и гражданское общество процветали в других странах региона, в том числе на Балканах и Украине.
Соединенные Штаты продолжали в 2005 году энергично поддерживать демократию и права человека в регионе, применяя различные инструменты. Они осуществляли дипломатическое взаимодействие с правительствами региона на двусторонней основе и совместно с демократическими союзниками, а также через многосторонние форумы. Представители США на самом высоком уровне регулярно призывали руководителей по всей Европе и Евразии защищать права человека и основополагающие свободы своих граждан, обеспечивать демократическое управление и проводить свободные и честные выборы. Соединенные Штаты также применяли широкий диапазон инструментов помощи, включая обучение, техническую и правовую помощь, гранты и обмены, а также наблюдение за судебными процессами и выборами. Жизненно важную роль в укреплении демократии и прав человека продолжала играть Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В течение 2005 года Соединенные Штаты стремились защищать базовые ценности ОБСЕ, закрепленные в Хельсинкских соглашениях и последующих договоренностях, и автономию ее деятельности по продвижению демократии, в том числе мероприятий по наблюдению за выборами.
Соединенные Штаты продолжали оказывать твердую поддержку демократическим институтам и процессам в регионе, включая свободные и честные выборы. Эта поддержка оказывалась путем двустороннего и многостороннего дипломатического взаимодействия с международными партнерами, такими как ОБСЕ и Европейский союз, а также непартийных программ помощи. Эти мероприятия были ориентированы на важные выборы в Азербайджане, Албании, Македонии, Молдове, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане в 2005 году и на поощрение демократических выборов, назначенных на начало 2006 году в Беларуси и Украине. Высокопоставленные представители США призывали эти правительства проводить выборы, соответствующие стандартам ОБСЕ. Во всех этих случаях американская дипломатия и помощь поддерживала демократические избирательные процессы, а не определенного кандидата. Американская помощь была ориентирована на облегчение выбора избирателей и просвещение, а также на повышение прозрачности избирательного процесса. Помощь включала в себя поддержку избирательной реформы, наблюдение за доступом к СМИ и объективным освещением, общенациональные дебаты кандидатов, просвещение избирателей, внутреннее и международное наблюдение, опросы на выходе с избирательных участков и внепартийное обучение политических партий с упором на поощрение участия в политическом процессе недостаточно представленных групп, включая женщин и молодежь. Кроме того, Соединенные Штаты продолжали оказывать энергичную дипломатическую и программную поддержку демократическому управлению, в том числе помощь местным правительствам и парламентам и поддержку прозрачности, подотчетности, децентрализации и борьбы с коррупцией.
Демократия относится не только к выборам, отражающим волю народа; она также влечет за собой динамичное гражданское общество. Соединенные Штаты продолжали призывать правительства в регионе соблюдать основополагающие свободы мнений, объединений и собраний и способствовать расцвету гражданского общество как опоры демократии. В прошлом году в различных частях Евразии вводились ограничения на гражданское общество и преследование НПО. Многие правительства в регионе и за его пределами неправильно истолковали так называемые "цветные революции" в Грузии, Украине и Кыргызстане, - в ходе которых люди выступили против фальсификации выборов и коррумпированных режимов в пользу всенародно избранных правительств, - как работу НПО, финансируемых иностранными правительствами и выполняющих их заказ. В ответ некоторые правительства, включая Россию, Казахстан, Узбекистан и Беларусь, в различной степени ввели ограничения на НПО, особенно на иностранное финансирование, и на политическую оппозицию и инакомыслие. Американская помощь продолжала укреплять демократические гражданские общества и развивать способность НПО к эффективной правозащитной деятельности, надзору за правительством и защите прав человека и основополагающих свобод. Американская помощь НПО прозрачна и соответствует принципам ОБСЕ и международным стандартам. Соединенные Штаты оказывали поддержку и техническую помощь НПО, которые стремятся защищать права человека, развивать свободу выражения мнений и массовой информации, наблюдать за выборами, контролировать действия властей и предоставлять жизненно важные услуги гражданам и беженцам.
Еще одним краеугольным камнем деятельности США по укреплению демократии и прав человека в регионе оставалась поддержка сильных независимых СМИ, предлагающих гражданам разнообразные мнения и объективную информацию. Финансируемые США программы обеспечивали учебу и обмены для журналистов, помощь независимым печатным и электронным СМИ в укреплении их потенциала и самостоятельности, помощь в улучшении законодательной базы для СМИ, юридическую помощь средствам массовой информации и расширение доступа к объективной информации через Интернет. События в Кыргызстане в 2005 году продемонстрировали ключевое значение свободы массовой информации для обществ, стремящихся к демократии, особенно благодаря той заметной роли, которую играла во время демократического прорыва финансируемая США независимая типография. В Молдове Соединенные Штаты успешно использовали результаты финансируемого США проекта по мониторингу независимых СМИ, чтобы побудить правительство Молдовы предоставить равный доступ к СМИ и освещение накануне парламентских выборов в марте 2005 года.
Укрепление власти закона и прав человека, включая свободу вероисповедания, оставалось ключевым элементом усилий США в регионе. Соединенные Штаты продолжали поддерживать правозащитников и выступать за реформу и независимость судебной системы. На двусторонней основе и через ОБСЕ Соединенные Штаты поддерживали и обучали правозащитников и НПО по всему региону, укрепляя организационный потенциал и стимулируя власть закона. Представители США оказывали моральную и материальную поддержку защитникам прав человека и демократии, а при особом разрешении присутствовали на судебных процессах и посещали многих в тюрьмах. Соединенные Штаты также обучали сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих защите прав человека, включая свободу от пыток.
Соединенные Штаты продолжали выступать против злоупотреблений, включая отдельные случаи жестокого обращения, и призывать к защите прав человека и власти закона, где бы они ни подвергались угрозе, в том числе вместе с нашими союзниками в России, Узбекистане, Казахстане и Азербайджане. Соединенные Штаты возглавляли международные призывы провести независимое международное расследование событий в Андижане. В Третьем комитете Генеральной Ассамблеи ООН Соединенные Штаты поддержали и проголосовали за внесенную ЕС резолюцию о нарушениях в Узбекистане, в том числе связанных с Андижаном, и совместно с ЕС и несколькими другими странами внесли успешно принятую резолюцию, которая осудила и призвала правительство Туркменистана противодействовать серьезным нарушениям прав человека. В апреле 2005 года на Комиссии ООН по правам человека Соединенные Штаты стали одним из инициаторов принятой резолюции, выражающей озабоченность в связи с действиями правительства Беларуси по ряду вопросов о правах человека.
Как неоднократно заявляла государственный секретарь, Соединенные Штаты не ослабляют своих действий по продвижению демократии и прав человека по соображениям безопасности. Соединенные Штаты считают, что стабильность, процветание и безопасность опираются на сильные демократические общества, которые соблюдают права человека, власть закона и основополагающие свободы.
(Распространено Бюро международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт: http://usinfo.state.gov/russian/)